Безвинные жертвы Фемиды Сакко и Ванцетти

23 августа 1927 года в США в тюрьме штата Массачусетс казнены Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти. Имена двух людей, Сакко и Ванцетти, настолько слились в сознании и подсознании советских людей, что стали неразделимы, подобно сиамским близнецам. Отчасти этому способствовали названия улиц и особенно Московская карандашная фабрика, носившие фамилии двух американских анархистов итальянского происхождения. Только в Иваново их разделили. Попадая на улицу Сакко, прохожий, видно, мысленно искал Ванцетти, и наоборот.

Рожденные с разницей в три года, они были казнены в один день — 23 августа 1927 года. Похороны Сакко и Ванцетти были самыми грандиозными и многолюдными в период от прощания со Львом Толстым до смерти Сталина.

Читайте также: Сталин в головах

Благодаря Америке весь мир узнал о парочке грабителей — Бонни и Клайде. В СССР способствовали популярности другого тандема — Сакко и Ванцетти. Разница не в том, что первые были мужчиной и женщиной, да к тому же еще и спали вместе, а вторые — двумя мужиками нормальной ориентации. Обе вышеназванные пары американской Фемидой были причислены к одной преступной категории.

Около трех часов пополудни 15 апреля 1920 года в местечке Байнтри под Бостоном инкассатор Фрэд Парментер и его охранник Алессандро Берарделли направлялись к обувной фабрике с зарплатой для рабочих на сумму в 16 тысяч долларов. Не дойдя до фабричной ограды пал, сраженный тремя пулями, Берарделли. Парментера зацепила только одна пуля, и он пополз в сторону рабочих итальянцев, которые неподалеку копали канаву. Однако бандиты добили обоих выстрелами и скрылись на машине. Всего через несколько дней полиция арестовала 29-летнего рабочего обувной фабрики Никколо Сакко и 32-летнего уличного торговца рыбой Бартоломео Ванцетти.

Приятелей арестовали, когда они со своим третьим товарищем по имени Марио Буда выходили из гаража, где они надеялись получить из ремонта автомобиль Буды. Согласно их показаниям, машина нужна была для перевозки экстремистской литературы. Однако слово "литература" на сленге анархистов означало "динамит", а Никколо Сакко и Бартоломео Ванцетти принадлежали к террористической группе динамитчиков Луиджи Галиани. Сакко был политическим борцом с экстремистским уклоном, а не налетчиком-уголовником. Ванцетти внешне походил на одного из гангстеров из местной банды Морелли. Итальянских эмигрантов, при аресте которых были обнаружены заряженные пистолеты, обвинили в убийстве двух человек и грабеже наличности. Смертный приговор привели в исполнение спустя семь лет. На протяжении 85 лет это дело рассматривается как самая большая ошибка и позор американской юстиции.

Несмотря на то, что Сакко и Ванцетти были анархистами, против которых в это время в СССР как раз набирала обороты репрессивная кампания, их дело в нашей стране получило широкую огласку. Мучениками они становились автоматически. Еще бы! Пролетарии и революционеры, карбонарии, так сказать. Американцам было больше наплевать на политические воззрения двух обвиняемых, зато против них сразу говорила их национальность. Будем точны, она говорила через переводчика. Итальянцы не говорили по-английски. Общественное мнение оказывалось не на их стороне. Второе десятилетие прошлого века в США не было еще отмечено печатью политкорректности, но в нем уже была бацилла ксенофобии, переросшая сейчас в антимусульманскую истерию.

Впрочем, наличие анархистских убеждений также не говорило в пользу Сакко и Ванцетти. В 1882 году, за шесть лет до рождения Ванцетти, анархист бросил бомбу в музыкальный зал в Лионе. Через четыре года взрывом бомбы убиты семеро полицейских в Чикаго. В том же 1886 году бутылка с зажигательной смесью брошена с балкона Парижской биржи на толпу внизу. В 1893 году бомба брошена в палату депутатов французского парламента. В 1894 году президент французской республики Сади Карно заколот итальянским анархистом. В 1901 году польский анархист Леон Франк Чолгош застрелил 25-го американского президента Уильяма Маккинли. У представителей Фемиды был свой зуб на анархистов. Всего за год до преступления в Байнтри боевиками Галиани одновременно в семи американских городах были взорваны дома судей и прокуроров. Правда, при терактах никто их жителей этих домов не пострадал, кроме одного террориста-неудачника, погибшего от собственной же бомбы.

На волне антикоммунистической и антиэмигрантской истерии в тогдашнем американском обществе Сакко и Ванцетти были виновны априори, потому что были итальянцами и анархистами. Найденное при них оружие не являлось противозаконным деянием, но, как всякое лыко в строку, было привязано к обвинительным пунктам. Кроме того, судебная экспертиза дала заключение, что из пистолета, найденного в кармане Никколо Сакко, вылетела последняя пуля, добившая охранника Берарделли. А в кармане у Ванцетти оказался пистолет, принадлежавший Берарделли.

Читайте также: Грабителя века подвела ностальгия

Будучи итальянцами по рождению, Сакко и Ванцетти никогда не были членами итальянской мафии. Будучи анархистами, Сакко и Ванцетти сами не подкладывали бомб и не стреляли в людей. Однако безвинными овечками несправедливо осужденные тоже никогда не были. Сакко и Ванцетти распространяли написанное в 1905 году Галиано руководство по изготовлению бомб. Этот факт сыграл значительную роль на их процессе.

Самый первый крупный террористический акт в истории Америки тоже произошел в связи с делом Сакко и Ванцетти. 11 сентября 1920 года подсудимым предъявили обвинения в убийстве. 16 сентября в Нью-Йорк приехал скрывающийся от полиции член группы Галиани, друг Сакко и Ванцетти Марио Буда. На углу Бродвея и Уолл-стрит он поставил телегу с бомбой, начиненной обрезками железа. Ровно в полдень, когда служащие окрестных офисов вышли к ланчу, раздался чудовищный взрыв. Погибло 32 человека, 200 были изувечены. А многие известные деятели в мире, среди них Альберт Эйнштейн, Бернард Шоу, Томас Манн, писали письма в защиту обвиняемых. Советские защитники Сакко и Ванцетти также вдохновлялись гуманистическими идеалами, когда от царской каторги или виселицы пытались оградить доморощенных террористов-бомбистов.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить