Средние школы будут заниматься антитеррористической деятельностью

Средние школы станут центрами антитеррора

Министерство образования и науки РФ выступило с очередной инициативой. На этот раз дело касается не ЕГЭ и школьной программы, а борьбы с терроризмом. Так вот, средние школы хотят подключить к этой борьбе. Антитеррористическая деятельность школ будет включать и контроль за подозрительными учениками и преподавателями, и выявление оружия и боеприпасов.

Минобрнауки включает режим "самооборона"

Правительство РФ представило на обсуждение закон, который достаточно сложно воспринимать однозначно. Неоднозначность восприятия складывается из слишком многогранной проблемы, ведь речь идет, во-первых, о детях, а во-вторых, — о террористической угрозе. Документ называется "Об антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих образовательную деятельность".

Минобрнауки, со своей стороны, подготовило перечень мер, с помощью которых, по мнению чиновников, закон можно внедрить в жизнь, а именно — в российские школы. Как понятно из названия, предлагается подключить образовательные учреждения к нелегкому делу борьбы с террористической угрозой. Минобрнауки предписывает руководству школ самостоятельно оценивать угрозу совершения терактов в регионе, где находится школа.

То есть, директор совместно со специалистом будут определять вероятность того, насколько возможно появление террориста именно в их учебном заведении. В документе не говорится ничего о том, кто именно тот самый специалист, который оценит опасность, разработает комплекс мер противодействия и, самое главное, все это эффективно притворит в жизнь.

Еще одна обязанность, которая может лечь на плечи педагогов, — ведение мониторинга за учениками и преподавателями. В законе говорится, что сотрудники школы, отвечающие за безопасность, должны будут проверять не посещают ли ученики или учителя сайты экстремистской направленности, что дети и педагоги пишут в своих блогах и с кем дружат в социальных сетях. Знать будет нужно о том, есть ли у детей или преподавателей похищенное или незаконно приобретенное оружие, а также взрывчатые вещества.

Читайте также: Вместо гранита науки — чугун школьных реформ

Доложить о месте хранения арсенала "куда следует" вменяется в обязанность "сотрудника по безопасности школы". Кроме того, школьники будут слушать лекции о неприемлемости терроризма и экстремизма. Такие, мягко говоря, нелегкие и узкоспециализированные обязанности могут лечь на плечи некомпетентных лиц, либо за присутствие специалиста в школе родители должны будут раскошелиться, ведь, откуда брать деньги на специалистов, ни правительство, ни минобрнауки не поясняют.

 

Выучить "триколор"

Оценить уровень террористической угрозы по силам только специалисту. В мае 2011 года в стране начала работать цветовая шкала уровней террористической опасности. В июне 2012 года президент Владимир Путин подписал регламент: синий цвет считается высшим уровнем опасности, далее по нисходящей идет желтый, а за ним красный. Синий уровень устанавливается в случае наличия информации о возможности совершении теракта. Однако чтобы получить "синюю бирку", информация должна быть не подтверждена и находиться на стадии немедленной проверки. Желтый уровень говорит о том, что данные о готовящемся теракте подтверждены и в дело по его предотвращению включились правоохранительные органы и спецслужбы. И, наконец, красный уровень отмечает факт уже совершенного террористического акта.

Далее данные о "цветовом уровне опасности" немедленно публикуются в СМИ. Естественно, что получить и проработать такие донесения могут только сотрудники МВД или ФСБ. Но как возможно прямое попадание подобной информации в руки "специалиста по безопасности" в школе, представляется не очень понятным. Даже после публикации в СМИ информации о цвете угрозы работа по обеспечению безопасности в школе должна быть доверенна специалисту с необходимой подготовкой, но велика ли вероятность, что в школе будут заседать действующие или бывшие сотрудники ФСБ или МВД?

И, конечно, заниматься "измерением угроз" в отдельно взятом районе мегаполиса или регионе страны, дело совсем уж непраздное.

"К сожалению, сейчас дети — самая незащищенная категория нашего общества, и введение норм безопасности, безусловно, требуется, — рассказал Pravda. Ru генерал-майор спецслужб Валерий Малеванный. — Считаю, совершенно правильно, что в школах появятся такие люди. Но есть одно "но". Необходимо посадить в школу специалиста, который прошел нужную службу, подготовку. Взвалить все это на плечи педагогов или охранника — большая глупость. Сейчас в российских школах есть должности офицера по безопасности, мне это известно. Но школы эти, в основном, работают на внебюджетной основе. То есть, за такого специалиста платят родители учеников. Если закон будет работать на общефедеральном уровне, необходимо извлекать средства из федерального или регионального бюджетов, а значит, искать деньги на эту статью расходов".

 

Войти во "Вконтакт"

Есть в законопроекте еще одна занимательная формулировка: осуществлять мониторинг соцсетей и блогов учеников, педагогов, других сотрудников школ. Выяснять, не посещают ли они сайтов экстремистской направленности, составлять психологические портреты и выявлять склонность к экстремизму и терроризму. Как провести мониторинг соцсетей школы, в которой обучается, скажем, 300 детей, силами одного человека? Как получить доступ к данным о посещенных сайтах с домашнего компьютера ученика? Как и на основе чего составить портрет "подозрительных личностей"? Одни сплошные вопросы.

Впрочем по последнему пункту может получиться так, что возьмут вверх стереотипы. Например, о том, что терроризм имеет, так сказать, неславянское происхождение. И здесь могут возникнуть большие проблемы, ведь стереотипы — вещь серьезная. Хотя специалисты не видят в этом пункте особой проблемы.

"Я не склонен думать, что закон создаст дискриминацию учеников или преподавателей, — говорит Валерий Малеванный. — Во всяком случае, специалист никогда не оценит склонность человека к совершению теракта или принадлежности к экстремистскому сообществу только по его национальности или вероисповеданию. Специалисту будет известно, что сейчас терроризм (в большинстве своем) имеет славянское лицо".

Читайте также: Проверки в школах: о безопасности детей говорить рано

Разведка боем

В мае 2012 года физико-математический лицей №31 Челябинска оказался в центре большого скандала. Начальник полиции отдела по делам несовершеннолетних №5 Юлия Пензина написала письмо директору учебного заведения Александру Попову. В нем руководителя учреждения попросили предоставить "данные учащихся кавказской национальности", а также сведения о школьниках, не имеющих российского гражданства. Попов ответил отказом сославшись на то, что графы "национальность" в данных учеников лицея попросту нет, как нет и разделения детей по каким-то признакам.

"У детей есть только одна национальность — дети, а в нашем учебном заведении есть еще национальность "математика". Это все", — ответил Александр Попов, чем навлек на себя гнев правоохранителей. Впрочем, благодаря огласке, в челябинском МВД организовали проверку по сообщениям об "интересах полиции в сфере национальностей". Проверка шла своим чередом, когда внезапно в отношении Попова возбудили уголовное дело и обвинили педагога в пособничестве получения взятки. Попов тесно связал свой отказ в предоставлении информации о национальности учеников с уголовным делом, которое по мнению педагога просто инспирировано органами или "кем-то выше". Дело до сих пор не закрыто, а учитель Александр Попов, создавший легендарную физико-математическую гимназию в Челябинской области, говорил, что бороться бесполезно, а с должности ему придется уйти.

И если в бумаге, которая легла на стол Попова от челябинских полицейских, не говорилось ни о терроризме, ни об экстремизме, ни о том, зачем вообще правоохранителям понадобилась такая информация, представляется что подобная "разведка" прямое проявление той самой ментальности.

"Внимательность к детям и работа с ними у нормального педагога происходит и без помощи отдельных специалистов, — сказал Pravda. Ru Дмитрий Лебедев, учитель одной из московских школ, педагог с большим стажем. "Мы наблюдаем за тем, что творится с ребятами, и стараемся теми мерами, какие есть у учителей, на детей влиять и разбираться в проблеме. Естественно, мы знаем, что происходит с каждым из них. Составление "антитеррористических" списков, с одной стороны, вещь оправданная. Но с другой, представьте, что эти списки попадут куда-нибудь не туда. Я не сомневаюсь, что кто-то должен заниматься проблемными ребятами, но это должно быть в рамках закона.

Меня всегда тревожит как раз законность. У нас сложились представления, что этично, а что нет. Но действовать нужно только в рамках закона, а стереотипы действительно могут сложиться и по признаку национальности, в том числе. Дети разные. В том числе психически сложные бывают. Но я не могу взять на себя роль доктора, я уверен, что этим должны заниматься специалисты".

До конца обсуждения законопроекта остается 10 дней. Вполне вероятно, что бумага будет принята и станет обязательна к исполнению.

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру