Теракт на Гурьянова: 13 лет как один день

В сентябре 1999-го произошел взрыв жилого дома по улице Гурьянова. Можно сказать, что с этого момента началась еще одна, другая, новейшая история России. История, в которой есть место терактам и страху, который до сих пор не покидает людей, видевших своими глазами эту трагедию. Вместе с очевидцами тех событий "Правда.Ру" вспоминает, как это было.

10 сентября. Днем раньше к небольшому монументу на улице Гурьянова, где стоял дом №19, несли цветы. Сейчас здесь тихо. Свечи не горят, на гранитном постаменте лежат сотни гвоздик, а некоторые прохожие, остановившись на минуту, продолжают идти по своим делам. Взрыв мощностью в 350 кг в тротиловом эквиваленте произошел в полночь 8 сентября. Кто-то из жителей уже спал, кто-то смотрел телевизор или занимался домашними делами. В результате мощного взрыва два подъезда дома рухнули как картонные. Под грудой бетона оказались более 400 человек.

— Я собиралась ложиться спать, но что-то мне не давало уснуть, — рассказывает жительница дома №17 (корпус 2) Татьяна Лощина. — Подошла к окну… Просто почему-то взяла и подошла, без видимых причин. В следующую секунду раздался мощный хлопок и меня словно кто-то очень сильный толкнул внутрь комнаты. Я потеряла сознание, а когда очнулась, все было в пыли.

В оконных рамах соседних домов не осталось ни одного целого стекла. Осколки стекол, острые как бритва, летели в квартиры: было очень много пострадавших с порезами.

— Я уже спал, но этот сильный хлопок и толчок, словно землетрясение, меня разбудили, — рассказывает Алексей Глушенков, жилец одного из соседних домов. — Осколки стекла и бетона полетели в окна, и спасло меня то, что я был почти с головой накрыт одеялом.

Тогда еще никто из очевидцев не понимал, что произошло. По словам людей, они могли подумать что угодно, но только не то, что кто-то намеренно подорвал дом с сотнями спящих жителей.

— Мы были в шоке, в некотором оцепенении, — продолжает Татьяна Лощина. — Я видела из окна, как к груде бетона, которая когда-то была подъездом дома, бегают люди. Это были наши соседи. Они пытались помочь, но как сдвинуть многотонные перекрытия без специальной техники? Потом приехали спасатели и начали вытаскивать людей.

Из-под завалов удалось достать живыми 264 человека, 106 жителей дома погибли. По словам очевидцев, некоторые из тел погибших, первоначально, невозможно было опознать.

— Это был настоящий ужас, который и сейчас не проходит, — говорит Татьяна Лощина. — Представляете, смотришь в окно, а там развалины дома, освещенные прожекторами, а вокруг "скорые" и спасатели. И тела, много тел.

Взрыв в доме №19 по улице Гурьянова был признан терактом практически сразу. ФСБ установила, что теракт был подготовлен лидерами незаконных бандформирований. Непосредственными исполнителями террористического акта являлись Хаким Абаев, Равиль Ахмяров, Муратби Байрамуков, братья Заур и Тимур Батчаевы, Ачимез Гочияев, Адам Деккушев, Юсуф Крымшамхалов, Руслан Магаяев, Денис Сайтаков, Муратби Туганбаев, Тайкан Французов, а также однофамильцы Аслан и Мурат Бастановы, ранее прошедшие диверсионную подготовку в лагерях боевиков. Магаяев был задержан в декабре 1999 г., Байрамуков, Туганбаев, Французов и оба Бастановых — в марте 2000 г. Судом Ставропольского края все они были приговорены к лишению свободы на сроки от 9 до 15 лет.

Можно сказать, что взрыв на Гурьянова открыл новую страницу новейшей истории страны. До этого, подобных по масштабу и жестокости преступлений, в "новой России" еще не было. На дверях подъездов во всех российских городах моментально появились кодовые замки или домофоны. Жители стали организовывать ночные дежурства вокруг своих домов. Россия, после теракта на Гурьянова, не спала много месяцев, ожидая новых в взрывов. Причем ждали всей страной и в каждом ее уголке.

— Нам было особенно страшно, — вспоминает жительница одного из домов по улице Гурьянова Светлана Ермоленко. — Тоже дежурили, не спали ночами, ждали, что может произойти самое плохое с минуты на минуту.

— Самое страшное было, когда взрывы повторились на нашей улице снова, — говорит Татьяна Лощина. — Это строители взрывали остатки девятнадцатого дома. Нас, конечно, предупреждали, что будут взрывать, но один раз пережив такое, мы боялись любых громких звуков.

После взрыва на Гурьянова прошло 13 лет. За это время в России случались теракты и трагедии с десятками погибших. Но уничтоженный террористами жилой дом с сотнями людей внутри остался своеобразным шрамом на "теле" страны. Раз в год у мемориала, расположенном на месте взрыва, зажигают свечи в память о жертвах той ночи, которая в одночасье изменила нас.

Читайте также: 

Хроника авиакатастроф мирового спорта

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"

 

 

Автор Антон Фролов
Антон Фролов— журналист, корреспондент, видеоведущий Правды.Ру
Обсудить