Сидящему бизнесмену увеличили срок за еще одну махинацию

Сидящему "за Польшу" накинули и за Алжир

Догнали и добавили — так хочется прокомментировать событие, которое имело место в Савеловском суде Москвы. Бывшему гендиректору ООО "Авиаремснаб" Мусаилу Исмаилову, который уже находится в заключении несколько лет, увеличили срок отсидки. Напомним, несколько лет назад горе-бизнесмен сорвал громадный контракт на поставку Алжиру боевых самолетов, подсунув корпорации "МиГ" старый хлам вместо запчастей.

"Это тебе не бензин ослиной мочой разбавлять!" — эта фраза всплывает в памяти, когда знакомишься с фактурой колоритного уголовного дела, вызвавшего серьезный международный скандал и пошатнувшего позиции России на мировом рынке вооружений. Мусаил Исмаилов несколько лет назад занимался поставками некачественных комплектующих для истребителей в рамках алжирского проекта — за это дело ему и добавили срок.

Впервые он сел в кутузку еще два года назад. Грандиозный скандал разразился в мае 2006 года. Оперативная бригада из ФСБ неожиданно обнаружила на складах "МиГа" контрафактные детали и устаревшие блоки для самолета "МиГ-29", предназначенные частной польской фирме Polit-Elektronik, выступавшей в той сделке посредником. Самолеты предназначались для польских военно-воздушных сил.

Поляки отнеслись к сделке ответственно, проверяли все до последней заклепки. И выяснили: поставленные в комплекте к самолету запчасти — хлам, который к боевой технике даже и подносить нельзя, а не то, что использовать для ремонта!

Скандал все-таки удалось погасить, хотя Россия в результате разборок понесла серьезные материальные и репутационные потери. Поляки самолеты купили лишь тогда, когда наши "оборонщики" заменили ремкомплекты, блоки и запчасти на совершенно новые.

Читайте также: Индия предпочла МиГам истребители из Европы

За эти художества гендиректор "Авиаремснаба" Мусаил Исмаилов и его заместители Александр Кутумов и Валерий Дорыкин (других сотрудников на фирме и в помине не было) в мае 2009 года были приговорены к пяти с половиной годам лишения свободы каждый. Оказалось, чтобы побольше заработать, они искали старые запчасти к самолетам по всей огромной стране, делали им косметический ремонт, оформляли фальшивые паспорта — и продавали корпорации "МиГ" по цене новых, только что сошедших с конвейера.

Фото: AP

И вот, разбираясь с арестованными "польскими" запчастями, оперативникам ФСБ удалось обнаружить на складе еще и партию запчастей, предназначенных для Алжира. В сентябре 2009 года в отношении уже сидящего "за Польшу" Исмаилова было возбуждено еще одно уголовное дело по статье "Покушение на мошенничество в особо крупном размере". Хотя размер, вообще-то, был не просто крупный, а по-настоящему колоссальный.

В рамках госконтракта между Россией и Алжиром на 1,1 миллиарда долларов, заключенного в январе 2006 года, министерство обороны африканской страны должно было помимо 28 боевых "МиГ-29СМТ" и шести учебно-боевых "МиГ-29УБТ" получить и запчасти к ним.

Комплектованием запчастей для контракта и занялся малочисленный по штатному расписанию, но почему-то в "МиГе" считавшийся надежным партнером "Авиаремснаб". По версии следствия, 8 февраля 2006 года Исмаилов заключил с ФГУП "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" договор о поставке этих самых запчастей и широкого ассортимента комплектующих для самолетов. Ну, а какие именно запчасти он готовил, видно по "польскому" делу.

Конечно, контракт с Алжиром на поставку боевых машин был весьма важным для России. Однако в мае 2007 года, получив первые 15 "МиГов", алжирская сторона вдруг заявила о том, что выявила на них совершенно некондиционные комплектующие — явно не новые и сомнительного качества. Среди негодных деталей были стойки основной и передних опор шасси, радиовысотомеры, блоки управления и другие агрегаты — всего на 14,3 миллиона долларов.

По контракту, все изделия должны быть новыми, однако алжирскими инженерами было установлено, что их выпустили еще в СССР и "гайдарореформенной" России в 1982–1996 годах, а технические паспорта были беспардонно и не очень умело подделаны. В результате сделка с Алжиром не состоялась, самолеты были возвращены России. Ну, а Алжиру были возвращены деньги, которые он успел заплатить за истребители, и неустойка. Представляете, какая это была пощечина российскому военному экспорту и вообще всей стране?

Африканские военные летчики отнеслись к приему самолетов ответственно, сработав, как ОТК советских времен. Это и понятно: большинство опытных алжирских летчиков учились еще в СССР — а тогда во всем мире считалось, что советская военная школа самая лучшая и проверенная.

В сентябре 2009 года Исмаилову предъявили обвинение, в конце апреля 2011 года материалы расследования были переданы в Савеловский суд. В итоге на днях путем частичного сложения сроков Мусаил Исмаилов получил семь лет и шесть месяцев колонии общего режима.

То, что к его пяти с половиной годам добавили не так уж и много, — результат хорошей работы адвокатов и того, что по их советам он полностью признал свою вину, раскаялся и заявил ходатайство о рассмотрении его дела судом в особом порядке, рассчитывая таким образом добиться снисхождения. Собственно, так и случилось — вообще-то, по этой статье он мог получить все десять лет… Но Савеловский суд оценил грандиозное мошенничество и невосполняемый урон престижу и бюджету в более скромный срок.

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить