Героиновые правозащитники

В Красноярске вынесен приговор наркоторговцам, пытавшимся продать два килограмма героина. Но история примечательна не столько самим фактом поимки наркодилеров, сколько тем, что на скамье подсудимых оказался... правозащитник.

Как рассказали сотрудники прокуратуры Красноярского края, три продавца фруктов Имран Шавохвалов, Дук и Хасамбек Уматгириевы договорились с заместителем начальника отдела Чеченского регионального отделения международной правозащитной Ассамблеи Вахидом Уматгириевым и бизнесменом Мадиной Гальмурзаевой о сбыте почти 2 кг героина. Однако заработать на продаже дурманящего порошка "бизнесменам" не удалось - преступную группу разоблачили при сбыте пробных 5 грамм из партии героина, привезенной в город. Так что вместо ожидаемой прибыли в виде рублёвой или долларовой денежной массы, неудачливые бизнесмены получили вполне осязаемые тюремные сроки: И.Шовхалову - 11 лет 6 месяцев, В.Уматгириеву и Д.Уматгириеву - 11 лет, Х.Уматгириеву - 9 лет и Гальмурзаевой - 8 лет.

"Это возмутительно, что он, пользуясь нашей крышей, совершает такие преступные деяния", - заявил президент международной правозащитной Ассамблеи Михаил Арутюнов. - Хотя надо проверить, является ли он действительно членом нашей организации. Если это так, то, естественно, при подтверждении совершенного преступления мы его исключим из состава нашей организации и плюс к тому сделаем серьезные замечания тем, кто рекомендовал его включить в состав нашей организации", - добавил он.

Тем не менее, это уже не первый случай с наркоторговцами-правозащитниками. В октябре прошлого года на 10 лет был осуждён журналист и правозащитник Сали Абдурахманов из Узбекистана, которого признали виновным в продаже наркотиков. В 2006 году за сбыт наркотиков был задержан руководитель отдела распределения гуманитарной помощи Комитета за гражданские права Аркадий Григорян. При этом, в 1999-м году он уже был осужден на полтора года за незаконное приобретение и хранение наркотиков в крупном размере.

Также по теме: "Правозащитный самопал"

По словам президента фонда "Город без наркотиков" Евгения Ройзмана, ему приходилось сталкиваться с таджикскими культурными организациями, такими как "Пайванд" или "Сомон", которые официально занимались трудоустройством, пропиской, и поиском жилья для лиц, прибывших из Средней Азии, но на деле оказывались дутыми организациями, осуществлявшими координацию деятельности таджиков–наркоторговцев, переправкой доходов, полученных преступным путем в Таджикистан, пропиской, легализацией прибывающих и наймом адвокатов для задержанных и арестованных. "Я встречал таджиков–координаторов, которые приезжали сюда, их приглашали на все конференции, журналисты брали комментарии по каким-то вопросам. А он известен как наркоторговец и есть люди которые у него из рук покупали героин. Вот это я видел", - рассказал он Правде.Ру.

Доход такая "правозащитная" деятельность приносила немалый. Например, заместитель председателя по экономике и финансам Шомахмадов Хамса-Али Тугонович, согласно найденным у него при обыске дома документам, практически ежедневно он переводил за рубеж суммы эквивалентные 30 000 – 40 000 долларов США.

Что характерно, российские правозащитники неоднократно выступали в защиту наркоманов. В своё время, например, Пермский правозащитный центр распространил заявление, высказав свое негативное отношение к мерам, предпринимаемым Госнаркоконтролем Пермского края в сфере борьбы с наркотизацией общества. Правозащитники посчитали покушением на законным права и свободы гражданина такие мероприятия милиции, как проверка ночных увеселительных заведений, тестирование на предмет употребления наркотиков персонала дискотек и баров, закрытие тех клубов, где распространяются наркотики, поставив под сомнение "утверждения глубокой связи между ростом потребления наркотиков и существованием мест организованного развлечения молодежи".

Также по теме: "Американский правозащитник-меценат торговал российскими сиротами"

Впрочем, не наркотиками едиными балуются защитники прав человека. 11 января в Кизилюртовском районе Дагестана в маршрутном такси была задержана активистка "правозащитного" движения "Матери Дагестана" Динара Бутдаева, сестра уничтоженного в прошлом году в ходе спецоперации лидера махачкалинской группы незаконных вооруженных формирований Вадима Бутдаева. У женщины с собой оказалась сумка с целым арсеналом террориста-подрывника. Три мобильных телефона, семь СИМ-карт, около сотни патронов различного калибра, глушитель к автомату Калашникова, граната Ф-1 и две тротиловые шашки. Зачем правозащитнице понадобилось возить с собой оружие так и осталось неизвестным. Впрочем, в свете недавних событий в Ингушетии, где местные правозащитники оказались причастны к нападениям на представителей власти, которых борцы за справедливость посчитали виновным в гибели владельца оппозиционного республиканским властям сайта "Ингушетия.ru" Магомеда Евлоева и объявили им кровную месть, ответ на вопрос представляется вполне очевидным.

"А вообще правозащитными организациями больше всего не преступлений совершается, а отчаянных глупостей, - считает Евгений Ройзман. - Просто люди не самые умные, делают очень много глупостей, чем роняют престиж международных правозащитных организаций". Можно спорить с тем, чего больше в современном правозащитном движении – преступлений, глупости или же преступной глупости, но говорить о доверии к правозащитникам в этой ситуации уж точно не приходится.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить