Все больше громких скандалов связано с мошенничествами

Почему обманщики часто и легко выигрывают?

Мошенничества в самых разных сферах привлекают все большее внимание. Скандалы связаны с уклонением от уплаты налогов, с допингом (например, дело величайшего велогонщика, семикратного победителя "Тур де Франс" Лэнса Армстронга). Попадаются и "научные" обманы, особенно в области психологии: авторитетные специалисты попадаются на подтасовке данных.

Почему аферисты так преуспели? Можно конечно, поспорить с выбором слова — в конце концов, не такие уж они и везунчики, если в конце концов попадаются. Но попадаются единицы, а о скольких мошенниках мы не знаем? И даже если удача улыбается им всего лишь доли секунды, зачастую этого оказывается достаточно, чтобы обеспечить процветание на долгие годы. Каждая победа афериста — это проигрыш честного человека, но даже если факт мошенничества в итоге вскрывается, то восстановить справедливость в отношении тех, кто чист, гораздо сложнее. Классический пример — все тот же Лэнс Армстронг.

Читайте также: В США наживаются на жертвах урагана

Все области человеческой деятельности уязвимы для мошенников: такова уж человеческая природа — добиться максимальной выгоды при минимуме затрат. Однако тот факт, что мошенничество является продуктом эволюции, не означает, что его нельзя остановить. Ведь чувство справедливости, также взращенное в нас эволюцией, создало механизмы для выявления и наказания аферистов. И вопрос даже не в том, какое поведение — честное или нечестное — для человека более естественно, а в том, сможет ли человечество создать такую среду, в которой удача будет улыбаться только тем, кто играет по правилам.

В любой социальной системе мошенники выигрывают по трем причинам. Во-первых, механизмы для их вычисления несовершенны и легко обходятся. Система проверки результатов научных исследований, а точнее, возможных махинаций с данными, довольно хилая, а спортсмены при желании могут переиграть любую допинговую комиссию.

Во-вторых, хотя аферисты и вредят честным гражданам, всегда находятся те, кто от их действий только выигрывает. К примеру, американская Главная лига бейсбола в конце 1990-х начала получать недетские прибыли, и, соответственно, была заинтересована в затягивании расследования употребления спортсменами стероидов, за счет чего лига и разбогатела.

В-третьих, поимка мошенников — предприятие неблагодарное, затратное и рискованное. Большинство людей предпочтут добиваться собственных карьерных высот, а не тратить время и силы на проверку коллег на честность. Доказательства мошенничества получить сложно, и шаткость обвинения может здорово повредить репутации самого праводоискателя. А вот мошенники не пожалеют сил и средств на свою защиту — тем более, что со средствами у них все хорошо. Поэтому контратака обычно оказывается куда убедительнее атаки.

Однако есть и еще одна причина, более фундаментальная и более тонкая: обман расширяет возможности частных лиц и порождает коррупцию в организациях. Люди врут, в первую очередь, потому, что уверены: афера — более эффективный и верный путь к успеху, чем честная игра. И часто они оказываются правы. Как только мошенник закрепляется на взятой высоте, он создает вокруг себя коалицию "единомышленников" и шаг за шагом расширяет сферу влияния. А победить афериста, обладающего властью, уже гораздо сложнее. Наделенные полномочиями мошенники или начинают угрожать своим потенциальным разоблачителям, или принимают эффективные превентивные меры, чтобы не допустить своего провала. Поскольку на бонусы своим сторонникам аферисты высокого ранга не скупятся, те получают мощный стимул для поддержки боссов.

За информацию, помогающую выйти на след махинаторов, случается, хорошо платят. Так, Брэдли Биркенфельд получил от американских властей 104 миллиона долларов за то, что "сдал" своего работодателя — банк UBS, помогавший некоторым состоятельным клиентам уклониться от уплаты налогов. Другой вопрос, что он отсидел три года за то, что и сам состоял в сговоре. Метод поощрения хорош, но он повышает риск ложных обвинений. Охота на ведьм так же плоха, как и самообман — мол, в нашей вотчине все хорошо. С другой стороны, учитывая масштабы ущерба, нанесенного мошенниками как отдельным гражданам, так и отдельным экономикам, похоже, что аферистов все равно ловят недостаточно активно.

Читайте также: Банки обяжут узнавать IP и мейлы клиентов

Чтобы исключить случаи процветания махинаторов, любой компании или организации нужно всерьез задаться вопросом: неужели они приобрели такую власть, что уже невозможно навести порядок в собственных стенах? В скандалах, связанных с банками, ответ в большинстве случаев был утвердительным. Вот почему потребовалось вмешательство внешних регулирующих органов. В других областях, таких, например, как велогонки и наука, ответ на вопрос: "Что делать с мошенниками?", еще только предстоит узнать.

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить