Главных медицинских страховщиков арестовывают по обвинению в коррупции

Руководителей Федерального фонда обязательного медицинского страхования обвиняют в получении взяток и совершении других преступлений. Эксперты утверждают, что государство не в состоянии погасить задолженность на рынке лекарств, и обвиняют чиновников Росздравнадзора и Минздрава в коррупции.

Генеральная прокуратура РФ возбудила уголовное дело в отношении ряда руководителей Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) по фактам получения взяток в крупном размере и совершении других преступлений.

В ходе расследования уголовного дела установлены факты получения взяток должностными лицами ФФОМС от руководителей территориальных фондов ОМС и представителей фармацевтических и различных коммерческих предприятий, участвующих в поставках медикаментов и медицинского оборудования. Во время обысков в ряде помещений ФФОМС в Москве и территориальных фондах ОМС изъяты многочисленные финансовые и прочие документы, более сотни печатей различных коммерческих структур и значительные суммы денег.

Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, в настоящее время с санкции суда арестованы несколько должностных лиц ФФОМС, в том числе директор фонда, два его заместителя и 3 начальника управлений. Еще одному заместителю директора фонда судом продлен срок задержания.

Эта проблема обсуждалась на специальном заседании в администрации президента РФ.

Как заявил на пресс-конференции в « Росбалте » вице-президент ассоциации работников правоохранительных органов РФ Сергей Максимов, «на сегодняшний день, задолженность государства перед поставщиками, производителями и банками, которые кредитуют программу дополнительного лекарственного обеспечения (государство не кредитует эту программу, а  лишь возвращает потраченные на программу деньги другими участниками – ред.), превысила, по оценке Министерства здравоохранения и социального развития, 20 миллиардов рублей».

Руководитель экспертной комиссии Общественного совета по здравоохранению при Ассоциации работников правоохранительных органов РФ Андрей Майдыков отметил,  что «необходимость экспертизы возникает, когда наступает состояние дефолта, то есть складывается ситуация, когда государство не в состоянии правомочно погасить задолженности, возникшие на рынке. После анализа возникновения этой задолженности она оказалась огромной – свыше 20 миллиардов».

«Причина в том, что изначально провозглашена нужная программа, но  не был разработан механизм, по которому государственные деньги должны расходоваться по данной программе, и механизм правового контроля – как правильно их расходовать. Разумеется, это привело к тому, что определенные коррумпированные круги из Росздравнадзора и из министерства здравоохранения не только не контролировали, но и использовали этот механизм во зло», - сказал Майдыков.

По словам эксперта, руководитель Росздравнадзора провел закрытое совещание, порезультатам которого только 4 компании были назначены как основные дистрибьюторы, и вся территория была поделена, в нарушение закона, между ними.

Сразу же после этого принципиально изменился механизм расходования средств. Был назначен конкурс, выбран ФФОМС как единственная организация, которая получает бюджетные средства и право проведения конкурса. Первый конкурс был проведен в сентябре 2004 года. Была разработана программа  конкурса, проведены тендеры по расходованию бюджетных средств.

Неожиданно для всех 4 ноября отменяется назначение конкурса и объявляется новый конкурс. Причин отмена конкурса никто не знает, новые условия конкурса вообще не прошли антимонопольного согласования, «Общественное мнение вообще не принимается в расчет. Это в условиях того, что механизм контроля, который должен осуществлять Росздравнадзор,  почему-то не работает», - говорит Андрей Майдыков.

Основным документом, подтверждающим необходимость расходования денежных средств, является рецепт, который выписывает врач. Депутатская группа, состоящая из Брынцалова, Шпигеля и еще двух депутатов, внесла поправки в закон о лекарственных средствах: лекарства должны выписываться по международным непатентованным названиям. Владимир Путин отклонил эту идею.

Но, несмотря даже на это, по словам Майдыкова, выходит приказ министра Зурабова, где было сказано, что лекарственные средства, которые учитываются, в том числе по программе, должны все-таки выписываться по непатентованным международным названиям.

Как убежден Майдыков, «система аккредитации экспертных организаций Росздравнадзора не ясна с самого начала – ни конкурса, ничего другого. Экспертные организации назначает сам Росздравнадзор. А это значит, что нет независимой экспертной оценки, и все это приводит к тому, что проконтролировать трату бюджетных средств невозможно».

Один из участников заседания в администрации президента РФ, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Сергей Колесников, замечает: «Постоянно менялись правила игры. Возникла иллюзия, что с этим лекарственным обеспечением можно поиграть. Стоимость рецепта был около 300 рублей, в этом году же она достигла 740 рублей».

Местные власти фактически исключены из контроля и оборота денег по этой программе, что, по мнению Колесникова, абсолютно неправильно. Местным властям и врачам все равно, какие лекарства выписывать. Они выписывают наиболее эффективное, а значит, наиболее дорогое лекарство: «В результате, никакого контроля просто нет».

Программа не сможет работать, если не будет т.н. «стандартных лечений», когда лекарства должны выделяться по некоторому стандарту на какое-то заболевание, когда должен быть определенный перечень лекарств.

Как в заключение отметил Колесников, «в России потребление лекарств в 20 раз ниже, чем в цивилизованных странах».

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить