Медиков от пациентов защитят видеорегистраторы

Вооружать врачей и фельдшеров не будут

По оценкам независимых экспертов, число нападений на российских врачей и медсестер — около 100 тысяч в год. Так, в Москве в позапрошлом году было зафиксировано 170 нападений на сотрудников "скорой помощи". Не удивительно, что и в медицинской среде, и в обществе все громче звучат призывы защитить медиков от насилия, в том числе, вооружая их средствами защиты.

Чиновники столичного управления здравоохранения отчитались о своей работе по повышению безопасности труда работников "скорой помощи". Увы, сотрудники этой службы все чаще могут с чистой совестью говорить о себе строками песни из популярного в прошлом сериала "Следствие ведут знатоки": "Наша служба и опасна и труда…". Хотя, вроде, в помощи медиков нуждаются и добропорядочные граждане, и преступники — но вот подобающее отношение к тем, кто может стать спасителем твоей жизни, проявляют далеко не все.

Поводы к таким эксцессам — самые разные. Кому-то не нравится, что "скорые" приезжают не слишком скоро. Вызов к подвыпившим личностям на грани (или уже за ней) белой горячки — отдельная тема. Тут нарваться на дебош — раз плюнуть. Слишком заботливые родственники (особенно, молодые парни, желающие покрасоваться перед любимыми девушками) тоже готовы порой "разорвать на куски" докторов за "неправильный" диагноз или назначенное лечение. А то и, скажем, за настойчивую рекомендацию госпитализировать больного в стационар.

Самые резонансные случаи, конечно, становятся предметом разбирательства в суде. То есть, если обезумевший алкоголик решил подержать под дулом пистолета (пусть и травматического) бригаду медиков — он может получить и реальный срок. Но в случае даже нанесения телесных повреждений, если ушлые адвокаты докажут, что они были нанесены "по неосторожности" — срок может быть и условным. А уж простые оскорбления, хватание за руки, закрывание в квартире — проходит по статье "Хулиганство" административного кодекса, и грозит виновнику разве что относительно небольшим штрафом или хрестоматийными "15-ю сутками".

Читайте также: Врачи "скорой" просят неотложную помощь

Неудивительно, что и в медицинской среде, и в обществе в целом, все громче звучат призывы защитить медиков от насилия, в том числе, вооружая их средствами защиты. Как раз по этому поводу в информационном центре правительства Москвы выступил первый заместитель руководителя департамента здравоохранения города Николай Плавунов.

По словам чиновника, вооружение врачей и фельдшеров "скорой" несовместимо с их профессией. На случай нападения у них есть тревожные кнопки, с помощью которых можно вызвать полицию — чего, по мнению заместителя столичного главврача, вполне достаточно для безопасности людей в белых халатах. И, вообще, раз, несмотря на имеющие место нападения, серьезных травм среди работников службы пока не зафиксировано — для чего вообще огород городить?

Впрочем, непосредственный начальник Плавунова, руководитель департамента здравоохранения Георгий Голухов, был на этот счет чуть менее категоричен. И в своем выступлении отметил, что проблема с безопасностью работников "скорой" есть — и ее необходимо решать дополнительно. С этой целью его департамент намерен закупить для автомашин с красным крестом видеорегистраторы. Которые, в первую очередь, конечно, будут выполнять "общедорожные" задачи. Например, фиксацию номеров особо наглых водителей, не пропускающих (или подрезающих) на дорогах автомобили с включенными "мигалками" и сиренами — вместо того, чтобы дать им зеленую улицу, как того и требуют правила дорожного движения.

Вместе с тем, начальник московского здравоохранения заметил, что видеорегистраторы будут выполнять функции фиксации и нападений на бригады СМП — которые участились в последнее время. И, вообще, по этому вопросу в медицинском главке столицы создана специальная комиссия — для рассмотрения вопроса.

Что и говорить, даже описанные выше меры — все же лучше, чем ничего. Но, право, как видеорегистраторы смогут защитить докторов — если большая часть нападений на них происходит в квартирах агрессивных пациентов? Во-первых, снятие этого прибора с автомобиля не предусмотрено, во-вторых, видеофиксация процесса оказания медицинской помощи требует, как минимум, разрешения больного — в противном случае, является вмешательством в его частную жизнь, нарушением "врачебной тайны" и т. д. Неужто кто-то надеется, что злоумышленники в процессе своих антиправовых действий будут сами подходить к "скорой" — дескать, снимите мое правонарушение крупным планом?

С другой стороны, наверное, сложно не согласиться и с мнением насчет того, что "медики и оружие" — вещи не совместные. Все-таки, служители Гиппократа на протяжении тысячелетий были призваны врачевать — а не наносить травмы, увечья, пусть даже и при защите от нападения.

Но тогда, может, имело бы смысл увеличить степень чисто правовой защиты врачей на уровне уголовного законодательства — пока полицейские будут выезжать на их защиту по зову "тревожной кнопки"? Ведь, как указывалось выше, насилие в отношении медиков грозит злоумышленникам чаще административным наказанием, реже — условным сроком. В то время как за применение насилия в отношении представителя власти даже без опасности для его здоровья можно сразу "загреметь" на 5 лет — по ст. 318 УК РФ. Если же насилие было опасным — срок увеличивается до 10 лет. Заодно санкции статьи распространяются и на членов семей представителей власти или сотрудников правоохранительных органов. И даже за их оскорбление (ст. 319) можно "схлопотать" весьма приличный штраф (до 40 тысяч рублей) — или до года исправительных работ.

Между тем, оскорбление людей в белых халатах тянет максимум на "хулиганку" по ст. 5.61 КоАП — со смехотворным штрафом от тысячи до трех тысяч рублей. Правда, за оскорбление должностных лиц суммы увеличиваются вдесятеро — но, увы, обычные рядовые сотрудники "скорой" к этой категории не относятся. А хулиганы благоразумно не рискуют выражать свои нецензурные претензии хотя бы в общении с руководителями здравоохранения.

Вот и получается, что сотрудники экстренных служб, скажем, той же полиции и "скорой", по сути равно являясь "государевыми людьми", имеют совершенно разный правовой статус. Выражающийся в почти полной беззащитности медиков перед лицом дебоширов, хулиганов и преступников поопаснее. И пока удовлетворительного решения этой проблемы, увы, не видно.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру