Вор украл из нью-йоркского отеля дорогостоящую картину

Кражи картин: состояние за несколько минут

Громкие кражи, как правило, совершаются тихо. Не привлекая всеобщего внимания, грабители делают свое темное дело и ускользают. Так случилось и на этот раз: из фешенебельного нью-йоркского отеля "Карлайл" пропала картина Фернана Леже стоимостью в 350 тысяч долларов. На осуществление своего замысла преступнику потребовалось всего несколько минут.

Камеры наблюдения засняли похитителя, однако толку от этих записей мало: грабитель совершенно неопознаваем. Вот похититель заходит в отель на Мэдисон-авеню, а вот он выходит с сумкой, которой не было видно, когда он входил. Садится в машину и уезжает. Конец фильма.

Полицейские совершенно справедливо полагают, что картину "Композиция с механическими элементами" преступник спрятал в сумку, благо скромные габариты полотна (25 на 20 сантиметров) это позволяли. На этом предварительные выводы заканчиваются — по крайней мере, пока.

Место преступления — зал Helly Nahmad Gallery — сразу оцепили желтой полицейской лентой. Несмотря на то, что персоналу запретили распространяться о случившемся, новость о краже каким-то образом просочилась за пределы отеля. "Все в мире искусства уже знают, что картина "ушла", — говорит один из сотрудников отеля. — Это ужасно".

Детективы уже засыпали все, что можно, порошком, который поможет выявить отпечатки пальцев преступника. Если они есть, конечно. "Тот факт, что он до чего-то дотрагивался, вовсе не означает, что мы найдем его отпечатки, — замечает следователь. — Может, нам повезет найти образец его ДНК".

Подобные случаи не раз становились основой для мирового кинематографа, в том числе и отечественного. Сюжет знаменитого рязановского фильма "Старики-разбойники", по сути, является историей одного такого преступления. Два старика в исполнении Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева посреди бела дня на глазах посетителей и работников музея выносят с собой картину Рембрандта, якобы на реставрацию. Комичность истории заключается еще и в том, что кражи никто так и не заметил.

К сожалению, подобная комичность на экране в жизни выглядит уже трагикомично: и несмотря на то, что кражи картин "замечают" достаточно быстро, вынести полотно из музея часто по-прежнему не составляет труда.

Однако вряд ли о краже картины Фернана Леже напишут книгу или снимут фильм. И даже не по причине "типичности" ситуации, а из-за отсутствия масштаба. То ли дело похищение из Национального музея в Стокгольме трех картин знаменитых художников. Автором повести стал сам детектив, занимавшийся делом о краже, — агент ФБР Роберт Уитман. Название книги одновременно служит и ее аннотацией — Уитман назвал свой труд "Бесценные: как я тайно спасал похищенные сокровища".

В конце декабря 2000 года трое злоумышленников, вооруженных автоматами, ворвались в Национальный музей и приказали всем лечь на пол. Следующие 40 минут воры рыскали по музею и в итоге выбрали то, что их больше всего интересовало: две картины Ренуара — "Молодой парижанин" и "Разговор с садовником" — и автопортрет Рембрандта, написанный в 1630 году.

Вынести картины из музея — полдела: надо еще грамотно уйти. Отступление преступники продумали до мелочей. Музей хоть и находится в самом центре шведской столицы, но стоит на небольшом полуострове, и к очагу культуры ведет всего одна дорога. На это и была сделана ставка: в тот момент, когда похитители садились в скоростной катер вместе со своей добычей, на дороге взорвались две заминированные машины. Полиция при всем желании не смогла поймать преступников по горячим следам, поскольку дорога оказалась заблокированной. Позже катер обнаружили в округе Содермальм на юге Стокгольма.

Шведские власти, не полагаясь на собственные силы, обратились именно к Уитману неспроста: он — настоящая легенда ФБР. Уитман, проработавший в Бюро более 20 лет, является одним из лучших в мире сыщиков, специализирующихся на поиске похищенных произведений искусства. С момента создания отдела по борьбе с хищениями культурных ценностей, который Уитман и возглавил, он перевернул все представления о расследовании подобных злодеяний.

Руководствуясь принципом "на ловца и зверь бежит", Уитман внедрился в среду криминальных торговцев. Роль сумасшедшего коллекционера, готового заплатить за Рембрандта наличными, ему определенно удалась. Спустя некоторое время он уже назначил ворам встречу в номере одного из отелей Копенгагена.

Переговоры длились две недели, в результате чего полотно стоимостью в 36 миллионов долларов преступники согласились уступить за 250 тысяч. Деньги Уитман действительно собрал — они хранились в номере отеля, и преступников поставили об этом в известность. Оставалось только заманить птичек в клетку.

Надо ли говорить, что номер был буквально напичкан микрофонами и камерами, следящими за каждым шагом агента и продавцов. По соседству затаилась группа бойцов SWAT, которая ждала сигнала Уитмана, чтобы вломиться в номер и арестовать преступников. Перед операцией, правда, злоумышленники начали было "ломаться", но Уитман применил весь свой талант, чтобы доказать им: 250 тысяч долларов — не такая уж и плохая сумма.

В результате все прошло, как и было задумано. SWAT взял под арест сразу четырех преступников — шведа, двух граждан Ирака и выходца из Гамбии. Злоумышленники отбывают свое наказание в тюрьме, ну, а сам Уитман уже вышел на заслуженную пенсию и читает лекции в музеях, художественных институтах и правоохранительных учреждениях по всему миру.

Читайте также по теме:

Во Францию вернулись похищенные "Прачки"

Шедевр воры оценили в тридцать евро

Мона Лиза улыбалась даже вору

Грабители в полицейской форме "конфисковали" фургон с золотом

Картину из Эрмитажа могли украсть свои

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"

Автор Наталья Синица
Наталья Синица — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить