Интервью с психиатром центра имени Сербского Светланой Шпрот

Женщины-водители: спокойствие и адекватность

Многие резонансные инциденты на дороге последнего времени произошли при участии женщин-водителей. Светлана Шпорт, врач-психиатр Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П.Сербского несколько лет занимается изучением поведения дам за рулем. О результатах своих исследований она рассказывает в интервью "Правде.Ру".

— Резонансные ДТП в Иркутске, Брянске, недавнее в Подмосковье были совершены женщинами. Это тенденция последнего времени или и раньше случалось подобное?

— Несколько лет назад наш мы проводили исследования женщин-водителей, которые стали участницами ДТП. Тогда женщины попадали в основном в более мелкие аварии, которые не сопровождались серьезными последствиями. Тяжелые аварии были достаточно редки.

Читайте также: ДТП: послание на три буквы

К тому же женщины были более аккуратны в вождении, соблюдали все правила дорожного движения, как правило, с опаской относились к дорогам. Процент тех, кто выбирал агрессивный стиль вождения, был очень небольшим.

Так вот, выявились грандиозные, на наш взгляд, отличия в способе реагирования на само ДТП. Женщины-участницы более тяжелых ДТП реагировали гораздо спокойнее мужчин, оказавшихся в такой же ситуации. Они выполняли все необходимые мероприятия — оказывали первую помощь пострадавшим, вызывали милицию

— Кстати, о реакции. На нее всегда обязательно обращают внимание. Например, в Иркутске женщина, совершившая наезд на двух сестер, первым делом стала осматривать свою машину. В Купавне вовсе не вышла из машины. Это тоже некая особенность женской психологии?

— Острая реакция на стресс проявляется в нескольких вариантах. Наши исследования подтверждались и нейрохимическими показателями И по ним видно, что все, кто попадает в ДТП, испытывают стресс, но проявляют это по-разному.

Первый вариант — гиперактивность, когда человек начинает суетиться вокруг пострадавшего. Второй тип реагирования: человек, совершивший ДТП, какое-то время остается в машине — не потому, что он не хочет помочь пострадавшему, а из-за того, что в данный момент он сам находится в стрессе.

Он может проявляться как ощущение "ватных" ног, когда человек не может ими пошевелить. Или как потеря чувствительности в пальцах рук, когда он просто-напросто не может открыть дверцу. Необходимо несколько минут, чтобы человек вернулся в реальность и начал действовать.

Со стороны это выглядит как полное безразличие к случившемуся, но это не так — даже в том случае, когда водитель, совершивший наезд, уезжает с места. Конечно, бывают разные ситуации и в этом должны разбираться правоохранительные органы. Но зачастую так проявляется острая реакция на стресс, когда человек, только проехав несколько метров, осознает, что произошло, и останавливается.

И есть так называемый условно адекватный тип реагирования. Когда человек выходит из машины, осматривает пострадавшего, вызывает "скорую", то есть совершает социально одобряемые поступки.

К сожалению, никто не учитывает, что человек, совершивший ДТП, одновременно является и пострадавшим. Он также находится в шоке и порой не может управлять своими действиями.

Читайте также: Жить в России — не страховой случай?

В этом состоянии он слышит голоса людей, к нему обращающихся, как будто издалека, не понимает смысла слов, не может разобрать конкретный вопрос. Это особенности реагирования организма. Определить, как среагирует тот или иной человек на подобную ситуацию, никто не может.

Поэтому, когда неспециалист видит такое, ему кажется, что водитель равнодушен, не хочет участвовать в судьбе пострадавшего, он намеренно это сделал, специально не подходит, умышленно не вызвал "скорую" или вообще уехал. В каждом конкретном случае следует разбираться. Но наши исследования раз-таки были сосредоточены именно на водителях. Выводы были таковы: с ними тоже нужно работать специалистам. Потому что после ДТП у них часто возникают разные невротические реакции. А если им вовремя не была оказана медико-психологическая поддержка, у них в дальнейшем могут возникать различные соматические заболевания — гипертонические болезни, расстройства желудочно-кишечного тракта.

— Можно ли определить процент водителей, способных на условно адекватную реакцию на ДТП?

— Как я уже говорила, группа с условно адекватной реакцией на ДТП среди женщин-водителей была гораздо больше, чем среди мужчин. Сначала нам даже показалось, что мы что-то неправильно исследуем. Однако, изучив результаты нейрохимических исследований, мы пришли к выводу, что группа с условно правильной реакцией на ДТП как раз и испытывала наибольший стресс. Хотя внешне они создавали впечатление совершенно адекватных женщин, которые знают, что им нужно делать, и не испытывают стресса.

И именно эта группа в дальнейшем больше подвержена развитию соматических расстройств. При этом им тоже кажется, что с ними все в порядке. Но именно они в большей степени, чем другие группы — с гиперактивной реакций или с пассивной — нуждались в поддержке психотерапевта.

— Получается, что те водители, которые бурно реагируют на ДТП, тем самым защищают свой организм от стресса?

— Это одно из проявлений острых стрессовых реакций. Человек совершает хаотичные движения, иногда сопровождая их бранью — опять же, по причине эмоционального возбуждения. Поэтому мы в своих исследованиях и научных статьях подчеркиваем, что не только пострадавший нуждается в помощи, но и водитель, даже если он не получил травм. Он также испытал стресс и с ним необходимо работать.

Был случай, когда женщина, сотрудница одной из служб, сбила человека. Она проехала еще несколько метров и только после этого остановилась, вышла и начала оказывать первую помощь. Спустя какое-то время она внезапно скончалась на месте — от сердечно-сосудистой недостаточности.

Читайте также: Россияне курят и пьют под рекламным гипнозом?

Это была молодая женщина, ничем не болевшая и вовремя проходившая диспансеризацию, к тому же хорошо подготовленная и знающая, как себя вести в подобных ситуациях. Но стресс был настолько сильный, организм настолько остро отреагировал на ситуацию, что сердечно-сосудистая система не справилась. Никто из нас не застрахован от подобных случаев.

— А какие еще кардинальные различия между психологией женщин-водителей и мужчин?

— Женщине сложнее, чем мужчине, абстрагироваться от бытовых или семейных проблем и сконцентрироваться на дороге. Нужно исходить из того, что женщина более эмоциональна. Определяющий фактор жизни женщины — это дети. У меня были пациентки, которые совершали тяжелые дорожно-транспортные происшествия с жертвами. При этом одна дама была кормящей мамой, только что выписавшейся из роддома. Оставив новорожденного с няней, она помчалась в магазин за детским питанием. Естественно, ее главной доминантой было срочно накормить ребенка. Объезжая затор на дороге, она сбила пешехода и даже не поняла этого.

И еще важный момент. Несколько лет назад женщины в основном выбирали автомобиль, исходя из приоритетов семьи — возить ребенка в школу, на дополнительные занятия, И очень мало было тех, кому автомобиль доставлял истинное удовольствие, как мужчинам-водителям.

Сейчас эта тенденция изменилась. Сегодня многие женщины покупают машину именно для себя, демонстрируя тем самым свои амбиции. Они говорят, что так чувствуют себя более комфортно и свободно. Действительно, положение женщин в обществе меняется и это проявляется и при выборе автомобиля, и в манере поведения на дорогах — все более напористой и агрессивной.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Светлана Сметанина
Светлана Сметанина — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить