Катастрофа на Иртыше с теплоходом "Полесье-8"

Два барана на Иртыше, или Всех под гребенку

17 августа на реке Иртыш вблизи поселка Новая Станица Ленинского района Омской области теплоход на подводных крыльях "Полесье-8" врезался в баржу и затонул. Теплоход "Полесье-8", на борту которого находилось 60 человек вместе с экипажем, выполнял регулярный рейс "Омск-Ачаир". Погибли 4 человека, 42 были госпитализированы.

Что из себя представляло судно "Полесье-8" проекта 17091? Его длина 21,2 метра; ширина 5 метров; полное водоизмещение 20,5 тонны. Номинальная скорость 65 км/ч, максимальная — 75 км/ч. Пассажировместимость 53 человека.

Суда этого проекта строились в России с 1983 по 1996 год для эксплуатации на реках России(Верхняя Волга, Кубань, Преголя, Северная Двина, Иртыш, Обь, Лена, Амур), Белоруссии(Сож, Припять), Украины(Днепр, Десна), Литвы(Неман), Эстонии(Чудское озеро) и Казахстана(Верхний Иртыш). После 1990-х годов часть судов была продана для работы в страны Европы (Венгрия, Германия, Голландия, Польша), а также в Китай.

Таким образом, с 1983 года в эксплуатации находятся десятки судов этого проекта, а какие либо сведения о серьезных авариях, не говоря уж о катастрофах, отсутствуют.

Причину катастрофы определит следствие. Но уже сейчас чиновники утверждают, что капитан баржи не уступил дорогу. Замечу, что по правилам судовождения дорогу должно уступать судно, идущее с большей скоростью. Риторический вопрос: кто должен уступать дорогу — буксир СТ-9 (средний толкач), толкающий баржу со скоростью 4-7 км/ч, или судно на воздушной подушке, идущее со скоростью 65-75 км/ч? Поневоле вспоминаешь анекдоты про водителя "Мерседеса-600", обвиняющего водителя асфальтового катка в опасном маневрировании.

Нетрудно догадаться, что результатом катастрофы "Полесья-8" будет длинное и шумное следствие по типу "Булгарии", а следователи месяцами будут изучать вопросы, не имеющие никакого отношения к катастрофе.

Читайте также: Выжившие на "Булгарии" штурмуют суд

10 июля 2011 года затонул пассажирский теплоход "Булгария". Погибло 122 человека. Причина единственная — 38 открытых иллюминаторов в трюме. Их узрела вся страна после показа по телевидению поднятого судна. На всех судах всегда (я свидетель) матросы закрывают иллюминаторы в трюмах, даже при намеке на свежую погоду. А вот кто-то позже открыл иллюминаторы. Причем следствие не пожелало сообщить нам ни одной фамилии тех, кто это сделал.

Кстати, тут должен был сработать даже инстинкт самосохранения — вода плещется сантиметрах в 20-30 от иллюминатора. При волнении в каюту летят брызги. Открывать иллюминаторы в этом случае может только пьяный, идиот или самоубийца.

Надо ли говорить, что если бы иллюминаторы были закрыты, никто бы никогда не писал ни о недочетах на теплоходе, ни о самой "Булгарии".

Помню, как в 6-м классе хулиган съезжал по перилам и сломал руку. В школе начались тотальные проверки, и ряд учителей получили взыскания за плохое ведение дневников. Да! Вот были бы заполнены дневники, и хулиганы съезжали бы по перилам без травм.

Дважды два — четыре. Речной пассажирский транспорт на несколько порядков безопаснее автомобильного, воздушного и даже железнодорожного. Хотел бы я посмотреть на того, кто будет возражать.

С 1945-го по 2013 год, то есть за 68 (!) лет произошло только четыре тяжелых аварии на речном транспорте.

5 июня 1983 года теплоход "Александр Суворов" из-за ошибки рулевого вошел в непроходной пролет Ульяновского моста. В результате пролет моста срезал у судна верхнюю рубку и кинозал. Судно осталось на плаву. Погибло несколько десятков пассажиров и членов экипажа. Точное число так и не опубликовали. Предположительно около 100 человек. "Суворова" отремонтировали, и он возит туристов по сей день.

3 июля 1993 года на теплоходе "Серго Орджоникидзе" в 18 км от Шлиссельбурга загорелось машинное отделение. И на этот раз дело было в человеческом факторе: вахта ушла из машинного отделения. Благодаря помощи, оказанной контейнеровозом СТК-1009, пассажиры и команда были благополучно сняты. Погибших и раненых нет. Подошедшие спасательные суда погасили огонь. Однако теплоход восстановлен не был. В 1994 году на останках того, что было теплоходом "Серго Орджоникидзе" группа "Наутилус-Помпилиус" сняла видеоклип "Титаник".

Замечу, что автор вместе с беременной женой находился на борту горящего "Орджоникидзе". Тем не менее, мы поехали обратно из Петербурга в Москву не на поезде, а на теплоходе "Николай Бауман". 1 сентября у нас родился сын Олег, ныне студент 4 курса.

Третья и четвертая катастрофы — это "Булгария" и "Полесье". И опять человеческий фактор!

Итак, за 68 (!) лет — всего 4 катастрофы, в ходе которых погибло менее 300 человек. Естественно, я не считаю людей, утонувших на лодках и малых катерах, или погибших на пожарах в плавучих ресторанах.

Столько людей иной раз гибнет в одной (!) авиационной катастрофе. Или за месяц — два в Москве в ДТП. К сожалению, СМИ и чиновники к "обычным" и речным катастрофам применяют двойной стандарт. Ну, погибнет в Москве по вине пьяного мотоциклиста 4 человека — сообщение по ТВ, и опять сотни мотоциклистов гоняют со скоростью 200 и более км/ч по центру города. А ГИБДД — ноль внимания.

А вот к судовладельцам чиновники после каждой аварии предъявляют непомерные претензии и производят поборы. Естественно, платим за них мы — туристы и пассажиры. С 1991 года и грузовые, и пассажирские перевозки сократились в России в десятки раз.

Еще хуже то, что судовладельцы, боясь чиновничьей расправы, не рискуют отправлять туристические теплоходы по новым маршрутам. А как мечтают наши туристы пройти на теплоходе из Москвы в Великий Новгород, в Киров (на Вятке), в Сочи, в Ялту и т. д. Между прочим, украинская компания "Червона Рута" отправляет свои теплоходы из Киева в Одессу, Севастополь, Ялту, в устье Дуная, в Варну. А наши судовладельцы, имея суда того же проекта, боятся чиновников.

Неплохо бы нашим журналистам поинтересоваться, как все было "в России, которую мы потеряли". А знаете ли вы, что до 1917 года по Волге промышленные перевозки начинались с Селигеровского моста и шли до самого устья на протяжении 3159 верст. Правда, на участке Ржев — Селижарово ходили лишь малые суда, но от Ржева на Тверь и далее ходили буксирные и пассажирские пароходы. А из Твери уже в начале 70-х годов XIX века только общество "Самолет" ежедневно отправляло вниз по Волге 12 пассажирских пароходов: 6 — до Нижнего Новгорода, 2 — до Саратова, 2 — до Царицына и 2 — до Астрахани. Сейчас в Тверь эпизодически заходят большие экскурсионные теплоходы из Москвы, да два местных речных трамвайчика выгуливают экскурсантов по ближним окрестностям города.

То же самое было и на других реках. Так, на Днепре пароходное сообщение начиналось выше Дорогобужа — примерно в 150 км выше Смоленска. А теперь в Смоленске на Днепре не увидишь даже моторных лодок.

Русские купцы на свой страх и риск осваивали и самые малые реки. Вот, к примеру, взял купец Попов, да и пустил в 1874 году грузопассажирские пароходы по реке Суре от Алатыря вниз до Волги. Начальство отреагировало лишь в 1883 году, то есть через 9 лет, когда Попов получил запрос из Казанского округа путей сообщения — по чьему разрешению открыто на Суре пароходство. Попов отвечал, что на основании статьи 82 двенадцатого тома Свода законов Российской Империи "право судоходства по рекам предоставляется всем российским подданным без различия", река Сура судоходна с древних времен — прежде по ней ходили на веслах, бичевой и под парусами, ныне же додумались до пара, а он перенял эту выдумку. Попов добавил, что он платит налоги и даже "берет патенты на пароходные буфеты". Тяжба Попова и Ко против МПС тянулась до начала ХХ века, когда в Алатырь пришла железная дорога, и пароходство разорилось.

До 1917 года пассажиры 1-го и 2-го классов имели право попросить капитана причалить к любой пристани вне расписания, а при отсутствии причала с парохода спускалась шлюпка, доставлявшая пассажира на берег.

Ну, а сейчас капитан теплохода, спустив судовую шлюпку, чтобы доставить пассажиров на берег на экскурсию, может за это деяние загреметь за решетку.

Я хожу на речных теплоходах уже почти полвека. А в последние годы по 3 раза за навигацию. И хорошо знаю, о чем говорю.

Не пора ли туристу и судовладельцу заключать новые подробные договора, в том числе с учетом возможных рисков. А наглых и жадных чиновников послать… к их маме. Равно как и следователей, которые долго выясняли квалификацию официанток и горничных теплохода "Булгария".

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Александр Широкорад
Александр Широкорад — физик, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить