Гибель "Меркурия-2". Как это было...

 

Грузо-пассажирский паром Каспийского морского пароходства затонул в 130 км от Бакинской бухты
 

Драматичные московские события, приковавшие в последние дни внимание всего мира, если и не заслонили, то несколько отодвинули на второй план трагедию, разыгравшуюся 22 октября в Каспийском море. Но только не для родных и близких тех, для кого рейс "Меркурия-2" оказался последним. Из 42 членов экипажа и 8 пассажиров удалось спасти только девятерых. Найдены тела четверых погибших. После пятидневного почти круглосуточного барражирования места трагедии с воздуха и моря решением специально созданной правительственной комиссии поисковые мероприятия прекращены. 28 октября объявлено днем национального траура по погибшим.
Гибель парома стала в Азербайджане настоящим шоком. Кажется, все как-то забыли, каким коварным и беспощадным может быть Каспий, три четверти года раскачиваемый ветрами. Этот последний шторм, судя по всему, и оказался для "Меркурия-2" роковым. Во всяком случае, из множества рассматриваемых версий именно эта расценивается специалистами как наиболее вероятная, хотя в гибели парома и людей повинен не один лишь ураган. Нужна была цепь трагических обстоятельств, чтобы мощное, почти всепогодное судно в мгновенье потеряло жизнестойкость.
Что же произошло холодным осенним утром 22 октября? Официальный отчет правительственной комиссии, которую по распоряжению президента страны возглавил глава кабинета министров Азербайджана Артур Расизаде, еще не обнародован, но из разъяснений руководства Каспара и, главное, рассказа спасенных очевидцев, примерная картина становится ясна.
Итак, 21 октября в 3.00 "Меркурий-2", выполняющий регулярный рейс, покинул казахстанский порт Актау и взял курс на порт приписки Баку. "Меркурий-2" был загружен не полностью — вместо возможных 35 вагонов на борт приняли 16 цистерн с нефтью, 1 вагон с потребительским грузом и 8 пассажиров. К тому же немного штормило, но метеосводка не обещала серьезных проблем. Паром водоизмещением 8800 тонн, длиной в 155 метров и шириной в 18,3 "справлялся" и с более сложной погодой. Так или иначе, но капитан судна Джафарага Иманов, кстати, один из самых опытных в пароходстве, принял решение выходить. А через пару часов налетел ураганный ветер. Как позже подтвердит метеослужба, к утру его скорость составляла 27 м в секунду, а высота волны достигала 6,5 метра.
Электрика Эльчина Исмайлова, спокойно проспавшего до утра, разыгравшийся ветер не обеспокоил — за многие годы работы в море случалось попадать в шторма и похлеще. В 8.00, позавтракав, заступил на вахту. В десятом часу поступил вызов из пассажирского отсека — в одной из кают отключился свет. Он только устранил неполадку, как вдруг почувствовал, что палуба уходит из-под ног. Судно резко накренилось. Оно не успело выпрямиться, как его накрыло волной, где-то внизу что-то страшным лязгом загромыхало, Эльчина больно швырнуло к противоположной стене. Паром трясся и содрогался, не давая подняться. Ползком добравшись до двери, он с трудом выбрался из каюты. По радио успел услышать команду экипажу и пассажирам надеть личные спасательные жилеты.
Как позже разъяснила со ссылкой на руководителей порта Актау газета "Казахстан сегодня", при штормовом ветре капитану парома пришлось резко изменить курс, чтобы не столкнуться с буровой вышкой, к которой его выносило. Однако при смене курса на крупной волне образовался большой крен, и судно перевернулось на бок. Цистерны, сорвавшиеся с крепления от удара волны, скатились в сторону крена на правый борт и окончательно "уложили" паром. Спустя 10-15 минут "Меркурий-2" затонул...
Эльчин, успевший натянуть спасательный жилет, был к тому времени уже в воде. В первые минуты, когда налетавшая волна зашвыривала его на самый гребень, он еще мог видеть лежащий на боку борт. А потом и он исчез. Вокруг в бушующем море барахтались люди — члены экипажа и пассажиры. Хотелось держаться ближе друг к другу — не удавалось. Вал за валом, накатываясь, раскидывал кого куда. В какой-то момент Эльчин понял, что никого рядом нет, только откуда-то издали сквозь рев и стон ветра и волн все еще слабо доносились чьи-то крики о помощи. А потом и их не стало слышно.
Эльчин потерял счет времени. От холода сводило конечности. Чтобы согреться и разогнать кровь, он плыл, энергично, как мог, работая руками и ногами. А потом, когда казалось, уже не осталось сил, где-то среди волн мелькнул силуэт приближающегося судна. К тому времени он находился в воде, температура которой в это время составляла 14-15 градусов, почти 6 часов.
— Еще 15-20 минут, — рассказывал Эльчин Исмайлов уже в больнице, -больше, наверное, я бы не выдержал.
Его, как и остальных восьмерых, сумевших выжить в крайне экстремальной ситуации, подобрали суда с находящейся в 10 милях, то есть в 19 километрах от места трагедии буровой установки "Деде-Горгуд". Все спасенные — а среди них 3 женщины — были доставлены в больницы, тщательно обследованы и обеспечены квалифицированной медицинской помощью: жизнь всех девятерых вне опасности.
Что же касается остальных членов экипажа и пассажиров, то объявление траура — это, по существу, официальное признание гибели всех тех, кто до этого дня числился в списке пропавших без вести. Удастся ли найти хотя бы их тела? Для родственников даже это было бы хоть каким-то утешением. Именно этим и объясняются их многочисленные требования и обращения поднять затонувший паром: некоторые полагают, что многие могли и не успеть выбраться, равно как и воспользоваться шлюпами, плотами, которыми был оснащен паром. Однако на извлечение из-под 150 метровой толщи воды — такова глубина моря на участке, где затонул "Меркурий-2", — нет, как заявил заместитель председателя кабинета министров Азербайджана Абид Шарифов, ни средств, ни технических возможностей. С завершением спасательной операции усилия специалистов будут сосредоточены на втором очень важном аспекте трагедии -экологических последствиях разлива нефти. Пока ее масштабы, по мнению побывавшего на месте вместе с экспертами своего ведомства министра природных ресурсов и экологии Гусейна Багирова, серьезных опасений не вызывают. Предотвращение возможной утечки топлива из затонувших цистерн требует поднятия хотя бы вагонов, что, по мнению того же Шарифова, гораздо более реально, нежели извлечение со дна моря всего парома.

Тунзале КАСУМОВА,
"Северный Кавказ".

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить