"Морской сифилис" лечится с берега

Скажем сразу: эта статья — не на медицинскую тему. "Морским сифилисом" моряки называют не "испанскую болезнь", завезенную в Европу Христофором Колумбом, а морское пиратство, в последние годы набирающее обороты и, словно спрут, опутывающее своими щупальцами Мировой океан. В том, что эту "болезнь" придется лечить всем миром, уже никто не сомневается.

Моряки причитают: эта болезнь неизлечима. И в самом деле, чем жестче с пиратами воюют, привлекая даже регулярный военный флот, тем быстрее они размножаются.

Цифры из доклада Международной морской организации ООН, обнародованные во вторник в Нью-Йорке, — тому подтверждение. И хотя некоторая надежда на излечение судоходных морей от этой заразы уже просматривается (приносит-таки плоды объявленная пиратам война), цифры все равно пугающие.

Согласно докладу, только сомалийские пираты за первые девять месяцев 2010 года совершили 37 захватов гражданских судов, что превышает аналогичный показатель прошлого года (тогда морским разбойникам удалось захватить 34 судна). Есть в докладе и такие цифры: "По состоянию на 11 октября 2010 года в плену у сомалийских пиратов находится 389 моряков и 18 судов".

Читайте также: Пираты Карибского моря были психопатами

Вместе с тем общее число нападений при этом сократилось: если в январе-сентябре 2009 года у берегов Сомали пираты атаковали суда 193 раза, то в этом году на начало октября зафиксировано 164 нападения. По мнению авторов доклада, одной из причин снижения числа нападений стали успешные действия Международной военно-морской коалиции, обеспечивающей безопасность судоходства в западной части Индийского океана у побережья Африканского Рога.

Но вместе с тем в докладе отмечается, что пираты становятся умнее, учатся на своих ошибках и стали еще больше ценить личную безопасность: под пули военных кораблей стараются не соваться. Гонят их от берегов Африки — они добывают яхты побольше, меняют допотопные магнитные компасы на новейшие навигационные системы и часто объединяются в группы во главе с большим кораблем и двумя-тремя более легкими быстроходными катерами, образуя целые флотилии.

Пираты значительно расширили акваторию нападений, стараясь захватить мирных мореплавателей в тех уголках океана, куда военные корабли антипиратской коалиции не заходят совсем или заходят крайне редко. Теперь они действуют на расстоянии до полутора тысяч миль от своих баз, в первую очередь, в Сомали.

Фото: AP

Проблема давно перестала быть региональной. Даже в ООН чувствуют, что от "морского сифилиса" просто так планета не излечится. Совет Безопасности в течение ноября намерен принять еще одну резолюцию по борьбе с пиратством у берегов Сомали.

А Генеральная Ассамблея ООН рассматривает внесенный Украиной проект международной конвенции по борьбе с пиратством, который предусматривает учреждение специального международного суда для рассмотрения дел, связанных с морским разбоем. И действительно, реальных, конкретных законов по борьбе с этим злом до сих пор не существует.

Вот как комментирует ситуацию для "Правды.Ру" известный российский историк, публицист, эксперт по морскому праву, капитан 1-го ранга Сергей Апрелев:

"То, что законодательная база для борьбы с морскими разбойниками достаточно слаба, международное сообщество начало понимать лишь в последние годы. Вспомните ситуацию, когда российские военные моряки за руку схватили группу пиратов и тех пришлось отпустить, так как не знали, по какой статье их задержать. Да и вообще, они как бы преступниками и не были. Пираты хоть и сгинули на своих "фелюгах" в пучине океана, но, так сказать, без официального приговора суда. Так что законодательные инициативы разных стран, выдвигаемые в ООН, нельзя не признать явлением сугубо позитивным. Но любая палка, как говорится, о двух концах.

Понятно, что морское пиратство начинается на берегу. Не будь у сомалийских пиратов условий для вольготного берегового базирования, не существовало бы и их самих. Очевидно, что Сомали в настоящий момент не может справиться с проблемой пиратства. Как государство оно вообще перестало существовать в 1991 году, после падения диктаторского режима Мохаммеда Сиада Барре, правившего чуть ли не с конца 1960-х годов. Сейчас очень слабое федеральное правительство Сомали контролирует лишь часть столицы Могадишо и еще несколько районов страны. И это все! Побережье отдано во власть темнокожих батек Махно. Впрочем, не только местные джентльмены удачи осознали выгоду пиратского бизнеса — среди них встречаются люди всех цветов кожи.

Почему-то в применении к пиратству в ООН почти не звучит понятие "миротворческие силы". Кстати, с недавних пор в России бытует прекрасное выражение "Понуждение к миру". Почему бы здравым силам во всех странах, чья экономика страдает от пиратских действий, не "сброситься" и не сформировать совместные боеспособные береговые подразделения в Сомали, которые обрубили бы пиратам путь возвращения к их базам? Уверен, такое или подобное решение ООН все равно рано или поздно примет".

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить