Взрывы и пожары на российских складах боеприпасов

Боеприпасы Второй мировой еще воюют

На российских складах боеприпасов за последние десять лет произошло около 30 взрывов и пожаров. Причина большинства происшествий — человеческий фактор. Буквально накануне на складе 260-й центральной ракетной артиллерийской базы в Липецкой области сдетонировал 40-килограммовый ящик с порохом, предназначавшийся для утилизации.

В результате взрыва на артиллерийской базе "Казинка" под Липецком погибли три женщины, работницы базы, серьезно пострадали два человека. По данным Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Липецкой области, на базе этот злополучный ящик пороха собирались утилизировать, привезли на специальную площадку для утилизации, а он взорвался.

К счастью, других боеприпасов на площадке не было, не то взрыв мог бы быть еще более крутой. В причинах взрыва сейчас разбирается прокуратура и следователи. Однако уже сейчас появилась наиболее правдоподобная версия трагедии: скорее всего, могло иметь место нарушение правил безопасности при обращении с взрывчатыми веществами.

Читайте также: Вторая мировая шлет смертельные приветы

По версии представителей Министерства обороны, технически причина взрыва выглядит так: в результате сбоя технологической линии сжигания пороха произошло его самопроизвольное возгорание и детонация. Слово "сбой" также подразумевает "человечески фактор". Кстати, по информации некоторых СМИ, неожиданно сдетонировавший порох был аж 1958 года производства…

За последние десять лет от взрывов боеприпасов на российских складах погибло несколько десятков человек. Вот только наиболее громкие случаи.

Июль 2001 года. Республика Бурятия, близ поселка Гусиное Озеро. Пожар и серия взрывов на складе с боеприпасами. Погибли три человека, травмы получили четыре человека. Эвакуировано около 3 тысяч человек.

Июль 2002 года. Самарская область, близ поселка Сердовина. Пожар и серия взрывов на складе с боеприпасами. Травмы получили не менее 60 человек.

Октябрь 2002 года. Приморский край, Владивосток. Пожар и серия взрывов на складе с боеприпасами. Пострадавших нет.

Июнь 2003 года. Амурская область, близ населенного пункта Норск. Пожар и серия взрывов на складе с боеприпасами. Пострадавших нет.

Май 2005 года. Ленинградская область, город Кронштадт. Пожар и серия взрывов на складе с боеприпасами. Травмы получили шесть человек.

Фото: AP

Ноябрь 2009 года. В Ульяновске горят военные склады. Местные жители сообщают о взрывах в Заволжском районе города.

Июнь 2010 года. Рязанская область, полигон утилизации боеприпасов в поселке Сельцы. Взорвались две грузовых машины с порохом. Один человек погиб и 23 получили ранения. Все пострадавшие — солдаты срочной службы.

Июль 2010 года. На тренировочном полигоне в Саратовской области во время утилизации пороха прогремел взрыв, один офицер погиб, другой военнослужащий серьезно ранен.

Июль 2010 года. Под городом Бийск Алтайского края произошел взрыв на полигоне при утилизации взрывоопасных предметов. Погибло шесть человек. Как показало разбирательство, были нарушены правила при утилизации взрывоопасных предметов.

В конце 90-х годов автору этих строк довелось побывать на крупной базе утилизации артиллерийских боеприпасов в поселке Черная Речка под Архангельском. Чистота, дисциплина, порядок, трезвые рабочие, ежедневный инструктаж. При входе в особо охраняемую зону положено сдавать спички, зажигалки и сигареты. Ни одного происшествия за несколько лет. До закрытия базы там успели утилизировать без всяких "приключений" около 20 миллионов боевых снарядов разных калибров, большая часть из которых хранилась на местных складах еще со времен войны. В цехах базы специальными станками снаряды разбирали, порох сжигали, а медь сдавали на металлолом.

За счет этой меди предприятие и жило! Это был один из самых первых экспериментов в России, когда утилизацией боеприпасов занималось частное предприятие, получившее соответствующие лицензии. Интерес государства в том, что старые снаряды все-таки исчезают. Интерес предприятия — в отходах утилизации, в той же меди и других металлах. Всем хорошо и безопасно.

Военные на Черной Речке, помнится, охраняли только внешний периметр. Подобных частных предприятий в конце 90-х построили в России около десятка. Ни одного происшествия на них так и не было. Капиталисты "пилили" боевое наследие СССР (частниками утилизировались старые боеприпасы, в основном оставшиеся еще со времен Второй мировой, то есть самые опасные, срок хранения многих был запредельный). Правда, через несколько лет частные "утилизационные" предприятия были по какой-то причине закрыты. Говорят, некоторых чиновников возмутила высокая доходность таких мини-заводов. Во как…

А вот все вышеописанные трагедии произошли на государственных складах, базах и полигонах. Что ж там порядок не навести? Почему взрываются боеприпасы?

Подполковник запаса Николай Патрикеев, с которым мы знакомы еще со времен его службы на артиллерийских складах как раз на Черной Речке, поделился своими соображениями по этому поводу с "Правдой.Ру": "Есть несколько факторов, которые приводят к трагедиям с боеприпасами. Первое: слабая дисциплина в охранных подразделениях. Нельзя курить, чтобы не вызвать пожар. Нельзя отвлекаться от несения службы. Нельзя… В общем, очень непросто убедить того же солдата-срочника нести охрану, не отвлекаясь. Вообще не нужно допускать срочников к охране таких объектов! Второе: превышение положенных сроков хранения боеприпасов. Чаще всего приходится уничтожать снаряды, гранаты, пороха и так далее, которые "перележали". И никто не знает, как они себя поведут — могут взорваться в любой момент! Третье: низкая профессиональная подготовка тех, кто занимается конкретно утилизацией. Уже ушло в запас или на пенсию поколение тех военных и гражданских специалистов, которые десятилетиями набирались соответствующего опыта. Заменить их, по-видимому, некем".

Так что же, так и будут рваться снаряды, которых в стране миллионы и миллионы? По-видимому, никто вразумительного ответа на этот вопрос не даст…

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить