Илья Клебанов: на причину катастрофы указали крики в салоне в последние секунды перед ударом об землю

«Человеческий фактор» стал причиной катастрофы авиалайнера Ту-154 под Иркутском. Об этом сегодня заявил глава правительственной комиссии Илья Клебанов. По его словам, ошибка экипажа во внештатной ситуации привела к катастрофе – пилоты непреднамеренно вывели машину на недопустимый угол атаки, что привело к сваливанию самолета в штопор. «Причина установлена окончательно, но комиссия продолжит работу», - подчеркнул вице-премьер.

По его словам, выводы о причинах авиакатастрофы сделаны на основании записей бортовых самописцев – так называемых «черных ящиков». Реплики пилотов и крики в салоне самолета в последние секунды перед ударом об землю помогли комиссии прийти к окончательному выводу.

Ранее, напомним, СМИ уже передавали информацию «из осведомленных источников» о выводах комиссии – «ошибка экипажа». Сегодня Клебанов полностью подтвердил вчерашние публикации.

Это уже второй подобный вывод за последнее время – ранее именно «ошибкой экипажа» объяснили катастрофу самолета Як-40 в московском аэропорту Шереметьево, в которой погиб Артем Боровик. Правда, для расследования той авиакатастрофы понадобилось значительно больше времени и средств. В частности, были проведены летные испытания. Выводы на удивление похожи – недопустимый угол атаки и штопор.

Для расследования авиакатастрофы под Иркутском понадобилась буквально пара дней. Еще в пятницу Илья Клебанов заявил об окончательной версии, вчера доложил ее на заседании правительства и президенту, но не стал сообщать журналистам. И вот сегодня огласил выводы комиссии представителям СМИ.

На самом деле, слова Клебанова мало что объясняют. Непонятно в частности, почему самолет упал на землю хвостом к посадочной полосе, что развернуло его в воздухе на 180 градусов. Ранее глава МЧС России Сергей Шойгу заявил, что с точки зрения аэродинамики подобная картина катастрофы необъяснима.

Штопор, к примеру, объясняет странное положение самолета. Но «свалившийся» в штопор летательный аппарат идет к земле носом вперед, практически вертикально. Ту-154 же упал, по словам Шойгу, плашмя. Многотонная машина не снежинка, а для того, чтобы выровнять самолет за несколько секунд до падения, у экипажа просто не было времени: если принимать версию со «сваливанием» в штопор, то «сваливание» произошло на высоте 850-900 метров. Учитывая скорость, с которой двигался авиалайнер, до падения оставалось не больше нескольких секунд.

Есть и еще одна странность в иркутской авиакатастрофе. О ней упомянул на пресс-конференции сам Илья Клебанов. По его словам, во время захода на посадку состояние экипажа лайнера вдруг стало стрессовым, в результате чего и была допущена роковая ошибка. Не совсем ясно, то ли вице-премьер не совсем точно выразился, то ли признал, что стрессовое состояние наступило еще ДО действий экипажа, приведших к катастрофе.

При расшифровке «черных ящиков», заявил вице-премьер, специалисты провели сложный комплекс исследований эмоционального состояния экипажа по их репликам. Согласно данным, зафиксированным приборами, сначала состояние экипажа было нормальным, затем был зафиксирован «выход за установленные параметры», потом эмоциональное состояние экипажа стало близким к стрессу, после чего состояние стало стрессовым. Однако, подчеркнул Клебанов, все это требует более глубокого изучения и «является вопросом номер один для государственной комиссии». «Нужно понять, почему на абсолютно работающем самолете, в нормальных погодных условиях и при несложном маневрировании действия пилотов стали неадекватными, почему была допущена прогрессирующая технологическая ошибка в пилотировании», - сказал Клебанов.

Одним словом, Илья Клебанов остался в своем амплуа. Вроде бы и сообщив причины катастрофы, но, одновременно, и породив новые вопросы, и дав пищу для размышлений. Хотя бы по вопросу об эмоциональном состоянии экипажа.

Что напугало пилотов и, очевидно, стало РЕАЛЬНОЙ причиной катастрофы? На этот вопрос вице-премьер ответа не дал, сославшись на необходимость дальнейшей работы комиссии.

По крайней мере, теперь мы знаем, что самолет упал потому, что был тяжелее воздуха. Знаем и технические причины – сорвался в штопор. Неясно только ПОЧЕМУ?

Обсудить