Обвинить в шпионаже можно любого владельца мобильника

Сегодня попасть под суд по статье 138 Уголовного кодекса РФ может любой человек, у которого есть мобильный телефон, ноутбук, веб-камера и прочие привычные вещи. И это не шутка. Подобных примеров становится все больше.

Так, например, два молодых человека из Новосибирска торговали китайскими часами с камерами, которые можно легко приобрести в Сети за 40 долларов. Чтобы ликвидировать "опасную банду шпионов", была разработана целая спецоперация, понадобился сотрудник ФСБ под прикрытием и с легендой… Теперь продавцы, в сущности не совершившие преступления, могут расплатиться за свой копеечный товар тремя годами лишения свободы и испорченными биографиями.

А вот похожий случай. Житель Камчатки предполагал торговать часами с камерами и диктофонами, удобными как средство запоминания. Низкое качество микрофона явно не позволяло использовать эти часы в целях шпионажа. Правда экспертиза решила иначе — и теперь мужчине светит до трех лет лишения свободы.

В Архангельске радиолюбитель изготовил радионяню для своего ребенка — и теперь находится под следствием…

Итак, разберемся. Статья 138 УК РФ (в третьей своей части) предусматривает ответственность за незаконное изготовление, приобретение и использование технических средств получения негласной информации. "Названные дополнения направлены на усиление гарантий осуществления конституционных прав граждан в жизни" — отмечает официальный комментарий к этой статье.

Вся штука в том, что четких признаков принадлежности какого-либо предмета к спецсредствам нет. Критерии отнесения той или иной техники к "специальной" были в общих чертах разработаны в 1990-х годах, когда тот же мобильный телефон являлся большой редкостью и выглядел как кусок радиатора центрального отопления. Времена изменились, а закон остался.

Дополнительную остроту придают недавние поправки к нему, которые тихо и незаметно вступили в силу с 2010 года и ужесточили наказание за нарушение закона. Теперь, в соответствии с определением части 3 статьи 138 можно не только заплатить штраф (как было раньше) но и получить срок. Кроме того, поправка расширяет и действие статьи — не только сбыт и изготовление, но и простое владение подозрительным прибором считается уголовно наказуемым.

В каждом отдельном случае вопрос принадлежности того или иного устройства к специальным средствам решается заново, и делают это эксперты ФСБ. Руководством для них является "Список видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации…".

Фото: AP

Оказывается, согласно этому примечательному документу десятилетней давности, к спецсредствам смеломожно отнести китайские ручки с камерами, мобильные телефоны с камерами, часы-диктофоны и т. д. Иными словами, все то, что в 2000-м году стоило сумасшедших денег и действительно являлось чудом техники, а теперь продается чуть ли не на каждом шагу.

Читайте также: Шпионы больше не пойдут на "Горбушку"

Взять, к примеру, мобильные телефоны с камерами. В соответствии с указанным документом, они могут быть отнесены сразу к нескольким специальным средствам:

1. Закамуфлирован под бытовой предмет;

2. Имеет вынесенный зрачок входа (PIN -HOLE);

3. Без визира.

4. Является комплексом аппаратуры передачи видеоизображения по кабельным, радио и оптическим линиям связи.

Откровенно говоря, под последний пункт при желании можно подогнать любое техническое устройство, так быстро ставшее привычным для нас: нотбук с камерой и установленным Skype, веб-камера и микрофон…

GPS-приемник, установленный в миллионах машин, по логике, также не может находиться во владении простых смертных, поскольку является "специальным техническим средством для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов".

Системы защиты и контроля служебных телефонных переговоров и интернет-трафика, которые активно применяются крупными корпорациями — это просто прямая дорога на нары. И т. д. И т. п.

Руководствоваться документом, который "проспал" десять лет научно-технического и социального прогресса, нельзя. А экспертизу проводят люди, которым свойственно ошибаться и иметь субъективную точку зрения. Чем это оборачивается — яснее ясного. Были случаи, когда устройство признавалось в одном регионе средством для негласного сбора информации, а в другом — бытовым прибором.

Читайте также: Шпионские снасти

Примеры не стоит искать далеко — в магазинах нашей страны продаются авторучки-камеры, часы-диктофоны, мобильные телефоны, наконец. По идее, все владельцы и работники таких торговых точек должны быть отправлены за решетку. Однако это будет такая толпа, что и деревьев на лесоповале не хватит.

Впрочем, как мы уже знаем, случаи уголовного преследования встречаются, причем не так и редко.

Законы, по которым, при желании, можно осудить кого угодно, представляют огромную опасность. Ведь возможность возбуждения уголовного дела практически против любого гражданина создает идеальное поле для коррупции и злоупотреблений на местах. Примечательно, что и многие юристы резко возражают против самого существования третьей части 138 статьи УК РФ.

Читайте все самое интересное в рубрике "Происшествия".

Автор Павел Нурминский
Павел Нурминский — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру